Что должен знать ученик 1 класса

Русский язык.

  1. Слушание, говорение, чтение, письмо – это наша речь.
  2. Речь бывает устная – это речь, которую мы слышим или произносим и письменная – это речь, которую мы читаем или записываем.
  3. Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить. Каждое предложение выражает законченную мысль. Слова в предложении связаны по смыслу. В конце предложения ставятся точка, восклицательный или вопросительные знаки.
  4. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов. Слоги из букв. Буквы мы пишем, а звуки произносим.

В русском алфавите 33 буквы: 10 гласных, 21 согласная и 2 буквы (Ъ и Ь) не обозначают звука.

Признаки гласных звуков:

  • Произносятся с голосом
  • При их произношении воздух проходит свободно, не встречает преград
  • Гласные образуют слог (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов)
  • Гласные могут быть ударными или безударными
  • Гласных звуков 6: [А], [О], [У], [Ы], [И], [Э].
  • Признаки согласных звуков:
  • Произносятся с шумом
  • При их произношении воздух встречает преграды в виде языка, зубов, губ
  • Согласные звуки не образуют слог.
  • Согласные звуки могут произноситься с голосом и без голоса (с шумом);согласные, которые произносятся с голосом, называются звонкими, без голоса –глухими.
  • Согласный звук может быть твѐрдым или мягким.

Характеристика согласных:

  • Непарные звонкие (сонорные, самые звонкие) – Л, М, Н, Р, Й
  • Непарные глухие – Х, Ц, Ч, Щ
  • Парные по глухости-звонкости – Б-П, В-Ф, Г-К, Д-Т, Ж-Ш, З-С
  • Парные звонкие согласные – Б, В, Г, Д, Ж, З
  • Парные глухие согласные – П, Ф, К, Т, Ш, С
  • Всегда твѐрдые согласные – Ж, Ш, Ц
  • Всегда мягкие согласные – Й, Ч, Щ
  • Шипящие согласные – Ж, Ш, Ч, Щ
  • Мягкость согласного звука на письме может быть обозначена:
  • Если после согласного стоит гласная буква Я, Ё, Ю, И, Е
  • Если после согласного стоит Ь

Характеристика гласных:

  • А, О, У, Ы, Э – обозначают твѐрдость согласных звуков
  • Я, Ё, Ю, Е, И – обозначают мягкость согласных звуков
  • Я, Ё, Ю, Е – обозначают два звука, если стоят в начале слова, после гласной, после Ь, Ъ Я-[Й’А], Ё-[Й’О], Ю-[Й’У],
  • Е-[Й’Э]
  • Ё – всегда ударная

Правила переноса:

  • Переносить слова можно только по слогам.
  • Одну букву нельзя оставлять на строке и переносить на другую строку
  • Нельзя отрывать буквы Ь и Ъ от предшествующей согласной (подъ-езд, боль-шой, буль-он, бу-льон)
  • Нельзя отрывать Й от предыдущей гласной (вой-на, май-ка)
  • Многие слова можно переносить разными способами, возможны варианты (шу- мный, шум-ный, ско-льзкий, сколь-зкий, скольз-кий)
  • Нельзя разрывать слияние согласного с гласным
  • Нельзя переносить на другую строку пунктуационные знаки и скобки
  • Некоторые слова нельзя переносить (Юлия, крот, узнаю, фойе и другие)
  • В каждом слове один гласный звук произносится сильнее других.
  • Это ударный гласный звук. Остальные гласные звуки в слове – безударные.
  • Произношение ударного гласного звука не расходится с его написанием.
  • Обозначение безударного гласного звука на письме может расходиться с его произношением. Написание
  • безударных гласных а, о, и, е, я нужно проверять: моря-море,трава-травы, река-реки, зима-зимы.
  • Парные согласные в конце слова нужно проверять: гриб-грибы, дуб-дубы, город-города,шарф-шарфы, уж-ужи, глаз-глаза.
  • В буквосочетании ЧК, ЧН, ЧТ мягкий знак (ь) не пишется.
  • Заглавная буква в именах собственных, название городов, рек и кличках животных.

ВЫУЧИТЬ! Словарные слова:

русский язык, воробей, ворона, пенал, карандаш, лисица, сорока, собака, пальто, весело, хорошо, ученик, ученица, учитель, деревня, петух, заяц, класс, дежурный, ребята, тетрадь, медведь, работа, девочка, машина, Москва.

Математика

Учащиеся должны уметь использовать при выполнении заданий:

  • знание названий и последовательности чисел от 1 до 20;
  • разрядный состав чисел от 11 до 20;
  • знание названий и обозначений операций сложения и вычитания;
  • использовать знание таблицы сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания в пределах 10 (на уровне навыка);
  • сравнивать группы предметов с помощью составления пар; читать, записывать и сравнивать числа в пределах 20;
    находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание);
  • решать простые задачи: раскрывающие смысл действий сложения и вычитания;
  • 1.задачи, при решении которых используются понятия «увеличить на …», «уменьшить на …»;
  • 2.задачи на разностное сравнение;
  • распознавать геометрические фигуры: точку, прямую, луч, кривую незамкнутую, кривую замкнутую, круг, овал, отрезок, ломаную, угол, многоугольник, прямоугольник, квадрат.

Учащиеся должны уметь:

  • в процессе вычислений осознанно следовать алгоритму сложения и вычитания в пределах 20;
  • использовать в речи названия компонентов и результатов действий сложения и вычитания, использовать знание зависимости между ними в процессе поиска решения и при оценке результатов действий;
  • использовать в процессе вычислений знание переместительного свойства сложения;
    использовать в процессе измерения знание единиц измерения длины, объёма и массы (сантиметр, дециметр, литр, килограмм);
  • выделять как основание классификации такие признаки предметов, как цвет, форма, размер, назначение, материал;
  • выделять часть предметов из большей группы на основании общего признака (видовое отличие), объединять группы предметов в большую группу (целое) на основании общего признака (родовое отличие);
  • производить классификацию предметов, математических объектов по одному основанию;
  • использовать при вычислениях алгоритм нахождения значения выражений без скобок, содержащих два действия (сложение и/или вычитание);
  • сравнивать, складывать и вычитать именованные числа;
  • решать задачи в два действия на сложение и вычитание;
  • узнавать и называть плоские геометрические фигуры: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник, шестиугольник, многоугольник;
  • выделять из множества четырёхугольников прямоугольники, из множества прямоугольников – квадраты, из множества углов – прямой угол; определять длину данного отрезка;

Выучить! Состав числа

Литература на лето

Основные знания, умения, навыки на конец первого года обучения по литературному чтению

  • Осмысленное, правильное чтение целыми словами;
  • Ответы на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
  • Подробный пересказ текста;
  • Составление устного рассказа по картинке;
  • Заучивание наизусть небольших стихотворений;
  • Высказывание своего отношения к героям прочитанных произведений;
  • Соотнесение авторов, названий и героев прочитанных произведений;
  • Умения различать рассказы и стихотворения;

Русская литература

  1. А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”
  2. Д.Н.Мамин-Сибиряк “Серая шейка”
  3. Л.Н.Толстой “Три медведя”, “Котенок”, “Булька”, “Три товарища”
  4. Н.Носов “Живая шляпа”, “Ступеньки”, “Заплатка”, “Затейники”, “Приключения Незнайки и его друзей”*
  5. М.М. Зощенко “Елка”
  6. В.Катаев “Дудочка и кувшинчик”,”Цветик-семицветик”
  7. П.П. Бажов “Серебряное копытце”
  8. М.Пришвин “Еж”, “Берестяная трубочка”, “Лисичкин хлеб”
  9. В.Бианки “Как муравьишка домой собирался”, “Аришка трусишка”, “Кто чем поет”
  10. В.В. Медведев “обыкновенный великан”
  11. Э.Н.Успенский “Крокодил Гена и его друзья”, “Дядя Федор,пес и кот”
  12. А.М.Волков “Волшебник изумрудного города”

Зарубежная литература:

  1. Г.Х.Андерсен “Принцесса на горошине”, “Дюймовочка”, “Стойкий оловянный солдатик”, “Русалочка”,”Гадкий утенок”
  2. Братья Гримм “Сладкая каша”, “Золотой гусь”
  3. Ш .Пьерро “Спящая красавица”, “Кот в сапогах”, “Золушка”, “Красная шапочка”
  4. Дж. Родари “Путешествие голубой стрелы”
  5. Т.Янсон “Маленькие тролли и большое наводнение”
  6. А.Линдгрен “Три повести о Малыше и Карлсоне”
  7. А.Милн “Винни Пух и все-все-все” 8. Р.Киплинг”Рикки-Тикки-Тави”, “Отчего у верблюда горб”, “Слоненок”, “Откуда взялись броненосцы”

Стихи:

  1. Б.Заходер “Веселые стихи”,”Птичья школа”
  2. С. Михалков “Дремота и забота”,”Про мимозу”, “Дядя Степа”, “Чистописание”
  3. С.Маршак “Рассказ о неизвестном герое”,”Детка в клетка”,”Школьнику на память”
  4. К.Чуковский “Доктор Айболит”
  5. Г.Б.Остер “Вредные советы”, “Зарядка для хвоста”