Кружок

1. Пояснительная записка

Программа составлена на основе методической литературы, интернет-ресурсов, рекомендаций по оформлению программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО от 09.11.2011 № 47-17957/11-14.

В условиях поэтапного введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), разработанного в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Концепцией модернизации российского образования до 2010 года, проектом Концепции «Российское образование – 2020» меняются требования к образовательным результатам в начальной школе: целью школьного образования становится формирование у младших школьников универсальных учебных действий средствами учебной и вне учебной деятельности.

Одна из характерных и ярких черт детей – любознательность. Они постоянно задают вопросы и хотят получить на них ответы. И если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром – получить ответы на вопросы. На многие вопросы призвана дать ответы программа внеурочной деятельности кружка «Хочу все знать!».

Актуальность. Исследовательская работа в начальной школе сейчас особенно актуальна, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. В младших классах закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни.

В работах В.И. Андреева, В.В.Давыдова, Л.В. Занкова говорится о том, что оригинальность мышления, творчество школьника наиболее успешно развивается в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Практика про ведения с младшими школьниками учебных исследований может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей.

Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • обучение проведению учебных исследований младших школьников;
  • развитие творческой исследовательской активности детей;

Развивающие:

  • стимулирование у детей интереса к фундаментальным и прикладным наукам;
  • ознакомление с научной картиной мира;

Воспитательные:

  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

Отличительная особенность программы в развитии познавательных процессов необходимых в любом возрасте, но оптимальным является младший школьный возраст. Возможность ученика «переносить» учебное умение, сформированное на конкретном материале какого-либо предмета на более широкую область, может быть использована при изучении других предметов. Развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Поэтому обучение должно строиться с позиций деятельностного подхода.

Сроки реализации программы и возраст воспитанников.

Программа рассчитана на детей 8-9 лет. Срок реализации – 1 год.

Формы и режим занятий.

Режим занятий соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям дополнительного образования и предусматривает на занятиях: динамические паузы, смену видов деятельности, упражнения здоровье сберегающего характера.

Форма организации учебных занятий – групповая. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу.

2. Тематический план программы (34 часа)

№ п\п
Тема
Кол-во времени
Аудиторные
Внеаудиторные
L
Одежда
6
7
13
1 Одежда наших предков 1 1
2 Откуда взялся фартук 1 1
3 Зачем нужны пуговицы 1 1
4 Откуда взялись шапки 1 1
5 Кто придумал обувь? Секреты башмаков 1 1
6 История русского сарафана 1 1
7 Чем украшают одежду 1 1
8 С каких пор применяют носовые платки 1 1
9 Юбки и брюки 1 1
10 Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда 1 1
11 Домик для пальчиков. Варежки 1 1
12 Что такое «мода» 1 1
13 Итоговое занятие по теме «Одежда» 1 1
IL Праздник 
11 10 21
1 Первые украшения 1 1
2 Новогодние игрушки 1 1
3 Почему на Пасху красят яйца 1 1
4 История воздушных шариков 1 1
5 История фейерверков 1 1
6 Широкая масленица 1 1
7 Широкая масленица 1 1
8 Приглашаем к столу 1 1
9 А раньше было так… 1 1
10 Бал-маскарад 1 1
11 Рождественские частушки 1 1
12 Ярмарка 1 1
13 «Не красна изба углами» 1 1
14 Вкусные украшения 1 1
15 Мишура 1 1
16 Толковый словарь маркиза Этикета 1 1
17 Приглашение гостей 1 1
18 Семейные праздники 1 1
19 Вечеринка 1 1
20 Конкурс Золушек и Рыцарей 1 1 1
21 Конкурс Золушек и Рыцарей 1

Итого 16 17 34

3.Содержание программы

№ п\п Раздел/Тема Аудиторные, Внеаудиторные Характеристика деятельности учащихся Количество часов Дата
1.Одежда 13 часов
1 Одежда наших предков Русский народный костюм Составление кроссворда «Одежда предков» 1 04.09.2017
2 Откуда взялся фартук Материалы информационного справочника Моделирование  и вырезание фартука из бумаги 1 11.09.2017
3 Зачем нужны пуговицы Беседа о видах пуговиц Пришивание пуговицы 1 18.09.2017
4 Откуда взялись шапки Историческая справка Приемы вязания (крючком) 1 25.09.2017
5 Кто придумал обувь? Секреты башмаков Историческая справка, Беседа о профессии сапожника Рисование туфель (дизайн) 1 02.10.2017
6 История русского сарафана Презентация «Русский наряд в изображении художников» Рисование и вырезание сарафана для куклы 1 09.10.2017
7 Чем украшают одежду Изготовление аксессуаров 1 16.10.2017
8 С каких пор применяют носовые платки Информация из дополнительной литературы Изготовление аксессуаров 1 23.10.2017
9 Юбки и брюки История появления Пошив брюк (или  юбки) для куклы 1 30.10.2017
10 Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда Информация из дополнительной литературы Плетение из ниток 1 13.11.2017
11 Когда впервые стали использовать тутового шелкопряда История появления варежек Заполнение листа самооценки 1 20.11.2017
12 Что такое «мода» Экскурсия в ателье мод 1 27.11.2017
13 Итоговое занятие по теме «Одежда» Заполнение листа самооценки 1 04.12.2017
2. Праздник 21 часа
1 Первые украшения Украшение как деталь костюма Бусы из бумаги 1 11.12.2017
2 Новогодние игрушки Откуда пришла традиция украшения елки Проект. «Сохраним елочку» 1 18.12.2017
3 Почему на Пасху красят яйца Беседа о православном празднике Роспись яйца 1 25.12.2017
4 История воздушных шариков Информация из дополнительной литературы Разрисовывание воздушных шариков или на воздушных шариках 1 15.01.2018
5 История фейерверков Презентация «фейерверк» Аппликация «Салют» 1 22.01.2018
6 Широкая масленица История появления праздника Изготовление сувенира из подручных материалов. Мини-проект 1 29.01.2018
7 Широкая масленица Сюжетная игра «Чаепитие с блинами» 1 05.02.2018
8 Приглашаем к столу Сервировка праздничного стола  1 12.02.2018
9 А раньше было так… Информация из дополнительной литературы 1 19.02.2018
10 Бал-маскарад Раскрытие понятия «бал» Изготовление маски 1 26.02.2018
11 Рождественские частушки Разучивание (сочинение) и исполнение частушек. Конкурс 1 05.03.2018
12 Ярмарка Ярмарка как традиция русского народа Поделки из разных материалов 1 12.03.2018
13 «Не красна изба углами» Составление рецептов пирогов (работа в группах) 1 19.03.2018
14 Вкусные украшения Как украшали елку в старину Украшения для елки из конфет и фруктов. Выставка 1 02.04.2018
15 Мишура Поделки из мишуры (фольги) 1 09.04.2018
16 Толковый словарь маркиза Этикета Правила этикета Оформление приглашения 1 16.04.2018
17 Приглашение гостей Конкурсы для мам и пап 1 23.04.2018
18 Семейные праздники Составление календаря семейных праздников (работа с родителями) 1 30.04.2018
19 Вечеринка Конкурсная программа 1 07.05.2018
20 Конкурс Золушек и Рыцарей Правила этикета Составление конкурсных заданий (работа в группах) 1 14.05.2018
21 Конкурс Золушек и Рыцарей Составление конкурсных заданий (работа в группах) 21.05.2018
Проведение конкурса Итоговый тест

4. Предполагаемые результаты реализации программы

К концу обучения школьники должны знать и уметь:

ЗУН

Одежда
Обучающиеся должны знать:

  • Происхождение некоторых предметов одежды.
  • Историю их создания.
  • Назначение профессии сапожника и модельера.

Обучающиеся должны уметь:

  • Характеризовать особенности русского костюма.
  • Создать простейшую модель русского костюма.
  • Наблюдать объекты .
  • Характеризовать их особенности.
  • Группировать (классифицировать) по отличительным признакам.
  • Составлять презентацию.

Праздник
Обучающиеся должны знать:

  • Название и историю появления праздников и обычаев.

Обучающиеся должны уметь:

  • Соблюдать основные правила этикета, применять их на практике.
  • Изготовить соответствующее украшение и подарок к празднику.
  • Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников).
  • Проводить работу в группе.

Универсальные учебные действия

Познавательные УУД

  • Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме;
  • Выделение познавательной цели;
  • Выбор наиболее эффективного способа решения;
  • Смысловое чтение;
  • Анализ объектов
  • Синтез как составление частей целого;
  • Доказательство;
  • Установление причинно-следственных связей;
  • Построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД

  • Постановка вопросов;
  • Умение выражать свои мысли полно и точно;
  • Разрешение конфликтов.
  • Управление действиями партнера( оценка, коррекция)

Регулятивные УУД

  • Целеполагание;
  • Волевая саморегуляция
  • Оценка;
  • Коррекция

5. Формы контроля, подведения итогов реализации программы.

Наиболее плодотворным фактором в оценочной работе итогов обучения является выставка творческих работ воспитанников. Выставки работ проводятся несколько раз в год по различным темам, она оказывает неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребёнка, требует большой организационной работы и позволяет детям обмениваться опытом, сравнивать свои работы с другими, наглядно видеть преимущество и ошибки, получать возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.

Творческие работы представляются в виде:

  • Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;
  • Отчётов по наблюдению за природными объектами;
  • Оформленных исследовательских работ;
  • Стихотворений;
  • Книг-раскладушек и т.д.

Лучшие творческие работы ребят принимают участие в выставках, конференциях, конкурсах и т.д. различного уровня.

6.Методические рекомендации.

При организации образовательного процесса все педагогические технологии, приёмы, методы работы способствуют, продвижению пути ребёнка к саморазвитию. Педагогу отводиться роль человека создающего благоприятные условия для самостоятельного и осмысленного обучения ребят, активизирующий и стимулирующий любознательность и познавательные мотивы. Всё деятельность ребёнка на занятиях можно рассматривать как цепочку органически проникающих друг в друга видов деятельности – репродуктивный и творческий.

Сначала ребёнок усваивает опыт и лишь, затем, отталкиваясь от этого, начинает действовать, проявляя своё творчество. Обучение основывается на поэтапном усложнении заданий. Каждый этап предполагает ряд заданий и упражнений, требующих закрепление знаний, умений, навыков. В этом большую помощь оказывают включаемые в процесс обучения инструкционные и технологические карты. Для того, что бы обучение проходило более эффективно необходимо не только самому педагогу ставить конкретные цели занятий, а учить детей самим ставить правильные цели для выполнения того или иного задания, что является одним из важных дидактических условий на современном этапе. Для выполнения дидактических условий занятия осуществляется организация и подготовка детей к выполнению заданий.

Для этого дети обеспечиваются необходимыми материалами и инструментами; каждый ребёнок привлекается к самостоятельному выполнению задания; определяется примерное время для выполнения задания; анализируются результаты труда каждого ребёнка. Большое значение в экологическом воспитании имеют экскурсии в природу. Общение с природой пробуждает у детей чувство прекрасного, развивает эстетическое восприятие мира.

7. Мтериально-техническое обеспечение программы

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя [Текст] / [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] — М.: Просвещение, 2011. 25 с.

Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей [Текст] / И.А.Тисленкова. — М.: Просвещение, 2008. 108 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] — М.: Просвещение, 2009. 41 с.

Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. — Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. — 14- 36 с.